Введение

...
- (1) Че-то у тебя статистика побед/поражений неважная. Ты играть-то умеешь вообще ?
- (2) Да тебя-то ламера точно закопаю
- (1) Ну ладно … Давай попробуем в паре сыграть

Через 5 мин

- (2) Ты че там творишь ?
- (1) Где твои линги ? Меня атакуют вдвоем
- (2) Это разве атака ? Ламер ты, если отбиться не можешь

Еще через 5 мин

- (1) Ты долго будешь в сим-сити играть ?
- (2) Ща я разовьюсь и всех убью
- (1) Блин все мне хана… дарки пришли
- (2) А че хелп не кричал ?????????
- (1) А ты сам слепой ?

"Player 1 was eliminated"

- (2) (Обращается к соперникам) Ну и ламерюга мне достался ... Может ally поставите ?
...
Вам это ничего не напоминает ? Более жалкого зрелища представить себе трудно. Тем не менее это очень частая картина при играх на бнет. Мало того, что нахамили друг другу, так и еще ничего полезного не вынесли с этой игры. Если вас такие игры не устраивают, если вы хотите научиться играть в команде - эта статья для вас.

Философия командной игры

Золотое правило командной игры : ВЫ ОДИН, НИКАКОЙ КОМАНДЫ НЕТ !!!

Просто так получилось, что некоторыми своими войсками по неведомой причине вы управлять не можете. Не знаю почему так получается, но так бывает всегда. Вроде бы только что в чате разговаривали с людьми, которые собирались играть с вами в команде, шутили и подтрунивали друг над другом, договаривались о планах на игру … Но как только игра начинается, эти люди куда-то иcчезают. Может быть они идут пить пиво, а за себя оставляют играть или бота, или младенца или туземца какого-нибудь. И вы должны быть им благодарны, что перед уходом они включают vision и allies (а могли бы и этого не сделать). Важно то, что они не играют, и вы остаетесь в одиночестве против сыгранной команды противников, которые мало того что очень давно играют вместе, но еще и сидят рядом в одной комнате и переговариваются. А в вашем распоряжении есть часть сил которыми вы управляете, и часть сил, которыми управлять вы не можете, но можете видеть их.

Правило 1: Не тратьте время на переговоры.

Какой смысл писать сообщения боту ? Какой смысл просить его о помощи или просить сделать разведку ? Какой смысл злиться на бота? Он железный - ему пофиг. Он не будет с вами договариваться о совместных планах действий, не будет делать абсолютно очевидных (с вашей точки зрения) вещей. А хуже всего то, что он может периодически посылать вам какие-нибудь сообщения. Часть этих сообщений будет полной абракадаброй, часть будет понятна но несвоевременна, часть - просто ругательство, случайно выбранное из базы данных. Я сам в игре, если меня спрашивают "план?", прикидываюсь ботом и говорю типа такого : "kill kill kill".

Запомните как молитву: у вас нет времени на написание и чтение сообщений. Да и смысла нет. Если есть время и желание, то используйте возможность посылки сообщений для запугивания, обмана или раздражения ваших противников J Если противник нервничает - это вам на руку.

Правило 2: 2/3 своего времени тратьте на наблюдение за вашими "ботами".

Поскольку управлять войсками ботов вы сами не можете и договориться с ними нельзя, вам ничего не остается как самому следить за тем, чем заняты боты. Тратьте на это большую часть своего времени, потому как:

если враг нападет на бота, то вы не получите сообщения о нападении и его убьют
вы сможете своевременно помочь боту, который пошел в атаку. Если вы следите за ботами, то заранее увидите какими силами он готовит атаку и подготовите такие свои войска, которые принесут максимальный эффект в связке с войсками бота
Для наблюдения за ботами очень удобно использовать минимэп. Если вы еще не умеете, то пора научиться постоянно смотреть на минимэп во время игры боковым зрением. Заметьте: не периодичеки посматривать на карту (например после получения сообщения), а постоянно держать ее в поле зрения. И тогды вы будете всегда видеть все передвижения на карте как ботов так и противников.

Правило 3: Не надейтесь на помощь "ботов".

Во-первых, они просто не собираются этого делать. Во-вторых, если и придут, то поздно. В-третьих, приведут мало войск и будут просто стоять и смотреть как вас убивают. Вы один, не забыли ? Организуйте свою базу/войска/разведку так, чтобы база выдерживала штурм 2-х противников по крайней мере в течении того времени, пока войска пешком могут прийти на помощь с другого конца карты. О способах эффективной обороны написано много. В принципе я считаю, что отбить раш 2-х зергов или 2-х протов или зерг+прот можно любой расой без больших проблем. Но если в паре рашеров есть терран - вас ждут бааальшие проблемы (или вы закопаетесь в глухую оборону).

И еще раз запомните: не надо звать ботов на помощь. Вы только тратите очень важные секунды. Используйте эти секунды для управления войсками.

Правило 4: Играйте до конца.

Даже если вам стало очевидно, что вы вот-вот умрете, не покидайте игру пока вас не вынесут из нее вперед ногами. Цепляйтесь за малейшую возможность выжить хотя-бы еще 1 секунду. Кто вам вообще сказал, что вы доживете до победы ? Ваши боты-союзники может еще и доживут, если вы достаточно долго будете оттягивать на себя войска противника. Бейтесь до последнего. Если вы терран, то вы можете и улететь комманд-центром и восстановиться где нибудь тихонько. Если террана не трогать, то он отстраивается весьма быстро.

Правило 5: Делайте разбор своих ошибок.

Обязательно после каждой игры разбирайте свои ошибки, иначе игра прошля для вас безрезультатно. Если вы проиграли, то исключительно по вашей вине. Бот - он же не человек. Он по определению глуп. И обвинять его в поражении по меньшей мере глупо. Кстати, чуть не забыл, сразу после окончания игры люди попившие пиво во время игры снова возвращаются и могут с вами разобрать ваши ошибки, если вы сами чего-то не заметили

Эти пять правил помогут вам правильно настроиться на игру. Когда вы вживетесь в эти правила и они станут вашим вторым я, вы станете тем, кого можно назвать командным игроком. И тогда станет очевидным, что нет никаких команд. Есть только командные игроки или игроки-одиночки. Когда командные игроки оказываются в одной команде, то они рвут в клочья те команды, которые составлены из игроков-одиночек. Иногда командные игроки образуют команды, которые получают названия (например от названия клана) и существуют долгое время. И тогда складывается миф, что мол вот какая сыгранная команда, наверно давно вместе тренируются и т.д. и т.п. А на самом деле, никакой сыгранности командным игрокам не надо. Для командного игрока игра в команде с такими-же командными игроками представляется как игра вместе с очень хорошими ботами. Она происходит при полном молчании и поражает игроков-одиночек (которые обильно болтают между собой) с неумолимостью смерти.

И последнее: командный игрок не обязательно должен очень хорошо играть 1x1. Или скажем так: умение играть в старкрафт и командность игрока это два разных аспекта. Конечно, чем лучше развиты оба из них, тем лучше. Однако очень часто 2 средне играющих человека, но с развитыми командными качествами, убивают 2-х сильных игроков-одиночек.

В принципе этим статью можно и закончить, но …

Играем

5…4…3…2…1 GO

Запомните как таблицу умножения первые действия, которые вы должны сделать сразу после начала игры:

посылаем рабочих каждого на свой кристалл
заказываем 5-го рабочего
ставим vision и allies для союзников
пожелаем удачи всем игрокам : "GL"
ставим "send messages to allies", если не хотите доставать своих противников дурацкими мессагами
Разведка

Командная разведка - дело тонкое. Тут такой тупой совет типа "отправляете 9-го рабочего на поиск противника" абсолютно неприменим. Способ проведения разведки зачастую может решить исход игры в первые минуты. Например, в вашей команде большинство зерги. Обычно в этом случае все зерги летят своими оверами на разные свободные стартовые позиции, чтобы найти всех противников и выбрать того, кого рашнуть всем вместе. Это все нормально, но надо учитывать, что противник тоже увидит этих оверов и будет готовиться к рашу.

Поэтому могу предложить следующие соображения.

оверы никуда не летят, а разведка делается игроком не зергом (можно даже 5-м рабочим). В этом случае ваши противники не знают сколько у вас зергов и не подготовятся должным образом
нужно учитывать то, какие расы были выбраны игроками. Предположим что у вас в команде были зерг и 2 рандома. В результате эти рандомы оказались зергом и терром. Ваши противники этого не знают. Они знают об одном зерге, поэтому этот зерг может делать разведку овером совершенно спокойно. А те, кто был рандомом, разведку не делают. Тогда можно за счет внезапности очень удачно рашнуть противника.
Если все были рандомом, то можно разведку не делать вообще, а просто рашить на любую стартовую позицию без разведки.
У вас есть протосс, который выбрал расу сразу и зерг из рандома, а против вас есть терран. Можно попробовать быстро убить терра если зерг никуда не летит овером, а терра находит протосс. Он может сделать пушки рядом с базой терра, а зерг (про которого противник не знает) своими лингами поможет их прикрыть от маринов в самом начале (пока пушка не будет готова хоть одна)
Очень полезно не "засвечивать" рандом-террана. Тогда эффективность правила 6-ти минут будет максимальной
Местоположение противников можно определить методом исключения. Если вы играете 3x3 (карта на 8 игроков) и вы нашли 2 пустые стартовые позиции, то очевидно, что ваши противники находятся на 3-х оставшихся.
Это только примеры. На практике вариантов бывает огромное количество и к процессу разведки надо подходить творчески. А вообще разведку в дальнейшей игре надо организовывать так, чтобы вовремя засечь передвижение противника к любому из ваших союзников. Тогда можно успеть помочь вовремя, а не прийти на дымящиеся руины базы.

Фаза раша

Начальное развитие оказывает решающее значение на дальнейший ход игры. Это при игре 1x1 можно хоть 100 раз сменить тактику в процессе игры, а в командной игре это сделать очень трудно. По сути есть только 2 варианта: или все атакуют (т.е. не делают оборонительных сооружений типа бункеров, санкен-колоний или каннонов), или все играют от обороны. Потому как если строить оборону, то денег на войска не хватит и помочь своим товарищам вы не сможете. В то же время оборону надо строить значительную, ибо отбиться от 2-х а тем более 3-4х противников шансов ну очень немного.

В основном на выбор атака/оборона влияет состав рас, которыми играют противник и ваши союзники. В принципе почти всегда выгоднее играть в атаку, ибо это позволяет объединенными войсками контролировать всю карту (у санкенов ног нет). Если же вы играете от обороны, то это имеет смысл делать только с целью обогнать противника в развитии, а как только обогнали - немедленно этим воспользоваться. А иначе какой смысл было оборонятся ? Ведь противник как плесень расползся по карте.

Что делать дальше

Если уж вы оказались тем счастливчиком, который выжил после фазы раша (обычно часть игроков уже отыгрались), то вам есть смысл усвоить несколько важных и простых вещей:

если вы зерг, то обязаны обеспечить оверами всех терран (а можно и протоссов) из своей команды в течении первых 7-ми минут от начала игры. Именно всех, а не ближайшего. Если в команде 2 зерга, то у террана на базе должны висеть оверы обоих зергов. Это позволит избежать риска террану оказаться без детекторов в случае смерти одного зерга.
Если вы терран, то должны на первых минутах игры убивать вражеских оверов, которые висят над базами ваших союзников зергов и протов. Кроме того можно отловить оверов-разведчиков где угодно на карте.
Если вы прот, то обязаны дать high-темпларов (а можно и темных) на все базы союзников. Это позволит вашим союзникам не держать много войск на базе.
Если вы прот, а в команде кроме вас терране, то с вас обязятельно требуются всего 2 вещи: обсерверы и корсары. Если остаются лишние ресурсы - тратьте их по ситуации
Если вы зерг, то дайте по дефилеру на базы союзников
Если вы зерг, то дайте в атаку оверов
Это все самые простые примеры максимально эффективного использования юнитов разных рас для достижения максимального эффекта. К сожалению даже эти простые вещи очень часто не делаются. Что уж тогда говорить о дальнейшей игре L. Несколько примеров полезных сочетаний юнитов разных рас, о которых я думаю вы и так знаете:

зилоты+медики
гидралиски+медики
ультралиски+медики
дарк-темплары + морпехи
EMP + plague против протосса (особенно карриеров бить приятно)
зилоты + дарк свар